Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Среда, 23.1.2019
_ _
Главная » Файлы » ПОТ

ПОТ РО-152-31.83.03-97
[ Скачать с сервера (243.0 Kb) ] 08.12.2010, 00:02
       

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

ПРИКАЗ

     

15.09.97 г.                                                            г.  Москва                                                                   №  104

     

Об утверждении и введении в действие
        Правил по электробезопасности при электроснабжении  ремонтируемых и строящихся

     

судов морского флота

     

(ПОТ РО-152-31.83.03-97)

     

В соответствии с постановлением Минтруда России от 1 июля 1993 года №  129 "Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения правил и  инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и  инструкций по охране труда" Министерством транспорта Российской Федерации  разработаны отраслевые "Правила по электробезопасности при  электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов морского флота" (ПОТ  РО-152-31.83.03-97). Указанные Правила согласованы с Министерством труда и  социального развития Российской Федерации (письмо Минтруда России от 18 августа  1997 г. № 4117-ЕК).
        ПРИКАЗЫВАЮ:
        1. Утвердить прилагаемые "Правила по электробезопасности при  электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов морского флота (ПОТ  РО-152-31.83-03-97) и ввести их в действие с 1 июля 1998 г.
        2. Считать утратившими силу с 1 июля 1998 г. "Правила по  электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов  ММФ" (РД 31.83.03-85), утвержденные инструктивным письмом Отдела охраны  труда и техники безопасности ММФ от 6 августа 1985 года № ОТБ-10/308.
        3. Организацию издания и рассылки Правил заинтересованным предприятиям и  организациям возложить на Отраслевой научно-методический центр охраны труда на  морском транспорте.

   

МИНИСТР                                                                                                                                          Н.П.  Цах


МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ И  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

               

СОГЛАСОВАНО
      Письмом    Министерства труда и социального развития Российской Федерации
      от    18 августа 1997 г. № 4117-ЕК

 

УТВЕРЖДЕНО
      Приказом    Министерства транспорта Российской Федерации

     

от    15 сентября 1997 г. № 104

правила
  по  электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов  морского флота

ПОТ  РО-152-31.83.03-97

Дата введения с 1  июля 1998 г.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

                                                                       

РАЗРАБОТАНЫ

ЗАО    Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом    морского флота (ЦНИИМФ)

 

Первый    заместитель Генерального директора по научной работе,
      д-р техн. наук    С.Н. Драницын
      Зав. отделом    стандартизации - А.П. Вольваченко
      Руководитель    темы, зав. лабораторией электротехники,
      к. т. н. В.Д.    Филимонов
      Ответственный    исполнитель, научный сотрудник
      А.С. Бровкин

ВНЕСЕНЫ

Отделом охраны    труда Департамента кадровой и социальной политики- Министерства транспорта    Российской Федерации
      Начальник    отдела Н.А. Агошков

СОГЛАСОВАНЫ

Министерством    труда и социального развития Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ

Министерством    транспорта Российской Федерации

ВВОДЯТСЯ

взамен    "Правил по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и    строящихся судов ММФ" (РД 31.83.03-85).

 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ

1.1. Настоящие Правила  устанавливают требования электробезопасности к электрооборудованию временного  электроснабжения ремонтируемых и строящихся судов морского флота, находящихся у  причалов, в доках и на стапелях судоремонтных заводов (СРЗ).
  1.2. Правила предусматривают  требования по обеспечению безопасности электротехнического персонала  электромонтажного цеха и отдела главного энергетика СРЗ при выполнении на судах  работ по монтажу (демонтажу) и эксплуатации электрооборудования временного  электроснабжения, а также производственного персонала цехов, участков,  выполняющего судовые работы с использованием переносного электроинструмента,  ручных электрических машин и передвижных электроустановок.
  1.3. Правила содержат  дополнительные требования к администрации и членам экипажей ремонтируемых  судов, обязывающие их принимать меры безопасности при выполнении ремонтных  работ производственным персоналом СРЗ в условиях эксплуатации судовой сети,  подключенной к береговому электроснабжению.
  1.4. Правила предусматривают  также требования к конструкторской документации проектов на временное  электроснабжение судов, которые должны быть учтены проектно-конструкторскими  бюро СРЗ.
  1.5. Термины и определения,  использованные в тексте Правил, приведены в Приложении 1.
  Правила разработаны с учетом  требований государственных стандартов и отраслевых нормативных документов  (Приложение 2).

2. ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Требования к  конструкторской и технологической документации.
  2.1.1. При разработке  конструкторской и технологической документации на временное электроснабжение  ремонтируемого или строящегося судна должно быть учтено наличие на нем судовых  помещений с повышенной опасностью и особо опасных в отношении возможности  поражения электрическим током электротехнического и производственного  персонала. (Классификация помещений в отношении опасности поражения людей  электрическим током приведена в приложении 8 к РД 31.81.10-91 "Правила  техники безопасности на судах морского флота" и в "Правилах  устройства электроустановок" (ПУЭ) п. 1.1.13).
  2.1.2. Для каждого  ремонтируемого и строящегося судна к началу производства работ на нем должна  быть разработана следующая конструкторская документация:
  - технический проект на  временное электроснабжение (допускается типовой по сериям судов), соответствующий  технологии ремонта или постройки судна;
  - рабочая документация, в  комплект, которой должен входить текстовый документ: "Техническое описание  и инструкция по эксплуатации электрооборудования (ЭО) временного  электроснабжения" (примерный перечень рабочей документации приведен в  приложении 3);
  - инструкции по техническому  обслуживанию (ТО) электроустановок, монтируемых на время ремонта или постройки  судна, разработанные с учетом конкретных условий производства работ на судах.  При этом инструкции должны содержать раздел "Указания мер  безопасности", предназначенные для предупреждения случаев  электротравматизма.
  2.1.3. При разработке рабочей  документации должны быть предусмотрены следующие защитные меры  электробезопасности:
  - защитные заземления корпусов  электрооборудования;
  - применение в необходимых  случаях устройств защитного отключения (УЗО);
  - применение разделительных и  понижающих трансформаторов при использовании электроинструмента и ручных  электрических машин;
  - заземление и зануление корпуса  судна при системе питания трехфазным током с заземленной нейтралью.
  2.1.4. Выбор электрооборудования  на стадии проектирования временного электроснабжения рекомендуется производить  с учетом данных таблицы (приложение 4), в которой приведены обобщенные характеристики  судовых помещений и соответствующее конструктивное исполнение  электрооборудования по степени защиты в соответствии с "Правилами  классификации и постройки морских судов. Морской регистр судоходства. Часть XI. Электрическое оборудование".
  2.1.5. Конструкторская  документация на системы временного электроснабжения судов и инструкции по ТО  временных электроустановок должны быть разработаны с учетом требований  следующих нормативных документов:
  - "Правил устройства  электроустановок "(ПУЭ);
  - "Правил эксплуатации  электроустановок потребителей";
  - "Правил техники  безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей";
  - настоящих Правил.
  2.1.6. Документация технического  проекта на временное электроснабжение судна и инструкции по ТО электроустановок  должны быть согласованы с главным энергетиком, руководителем службы охраны  труда и утверждены главным инженером СРЗ.

2.2. Требования к  электротехническому персоналу.
  2.2.1. Обучение и инструктажи по  безопасному производству работ должны проводиться с электротехническим  персоналом СРЗ в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90, РД 31.87.01-95  "Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда  руководителей и специалистов предприятий, организаций и учреждений морского  транспорта" и РД 31.87.03-95 "Положение об обучении, инструктаже по  охране труда работников предприятий, организаций и учреждений морского  транспорта".
  2.2.2. Руководителем работ по  эксплуатации и ремонту электроустановок временного электроснабжения судов  назначается лицо из административно-технического персонала СРЗ, имеющее  квалификационную группу по электробезопасности не ниже IV.
  2.2.3. К работам по временному  электроснабжению ремонтируемых и строящихся судов допускаются лица мужского  пола достигшие 18-летнего возраста, имеющие:
  - заключение медицинской  комиссии на допуск к работе с электроустановками;
  - удостоверение с группой по  электробезопасности не ниже III,  выдаваемое квалификационной комиссией после прохождения производственного  обучения и проверки знаний.
  2.2.4. К работам на судах с  использованием электроинструмента и ручных электромашин или передвижных  электроустановок допускается электротехнологический персонал производственных  цехов и участков, имеющий группу по электробезопасности не ниже II.
  2.2.5. Электротехнический персонал  обязан соблюдать общие требования по охране труда, производственной санитарии и  противопожарной безопасности в соответствии с РД 31.83.04-89 "Правила  безопасности труда на промышленных предприятиях Минморфлота".
  По вопросам охраны труда и  производственной санитарии, не предусмотренным настоящими Правилами, работающие  должны руководствоваться инструкциями по охране труда для конкретных профессий  и видов работ.

2.3. Обязанности  администрации и членов экипажей ремонтируемых судов при электроснабжении от  береговой сети.
  2.3.1. По распоряжению  администрации судна общее руководство действиями дежурного электрика СРЗ и  членов экипажа по подключению (отключению) судовой сети к береговой возлагается  на электромеханика (или на лицо, заменяющее его) в соответствии с положениями  РД 31.21.81-79 "Инструкция по электроснабжению судов от береговых  сетей".
  2.3.2. Электромеханик должен  ежедневно проверять исправность судовой сети общего и аварийного освещения  проходов по судну и маршрутов эвакуации людей. Дополнительное освещение  ремонтных зон на судне и рабочих мест должен обеспечивать электротехнический  персонал СРЗ.
  2.3.3. При электроснабжении  судна от береговой сети электромеханик обязан:
  - проконтролировать правильность  подсоединения проводников заземления и зануления корпуса судна и береговой  электроколонки в соответствии с требованиями раздела 6 (п. 6.1 и 6.6) настоящих  Правил;
  - измерять сопротивление  изоляции передвижных электроустановок на напряжение 380 В, подключаемых к  судовой сети, перед началом выполнения ремонтных работ производственным  персоналом СРЗ;
  - контролировать выполнение  ремонта судового электрооборудования электротехническим персоналом СРЗ. При  этом перед началом работ должны быть выполнены необходимые технические  мероприятия для обеспечения безопасности труда работающих в соответствии с  "Извещением по охране труда № 1-95" (п. 5.7)к РД 31.81.10-91  "Правила техники безопасности на судах морского флота" и РД  31.21.30-97 "Правила технической эксплуатации судовых технических средств  и конструкций". Часть VI  "Судовое электрооборудование".

2.4. Порядок пользования  средствами защиты
  2.4.1. Электротехнический  персонал СРЗ обслуживающий электроустановки, должен быть снабжен основными  электрозащитными средствами и средствами индивидуальной защиты в соответствии с  нормами комплектования, установленными для цехов, участков СРЗ (перечень  средств защиты приведен в приложении 5).
  2.4.2. В помещениях  распределительных: устройств (РУ) временного электроснабжения судов должны  находиться средства защиты, перечень которых приведен в "Нормах  комплектования средствами защиты РУ до 1000 В" (приложение 8 к  "Правилам применения и испытания средств защиты, используемых в  электроустановках, технические требования к ним").
  Указанные средства защиты  необходимо хранить в ящиках, сумках или чехлах.
  2.4.3. Лица, получившие средства  защиты в индивидуальное пользование, отвечают за правильную их эксплуатацию и  своевременную отбраковку.
  2.4.4. Ответственность за  своевременное обеспечение персонала испытанными средствами защиты, организацию  правильного хранения, проведение периодических осмотров и испытаний средств  защиты несет администрация цеха, участка, отдела.
  2.4.5. Основные электрозащитные  средства и резиновые диэлектрические галоши, полученные для эксплуатации от  заводов-изготовителей или со складов, должны быть проверены по нормам  эксплуатационных испытаний. В процессе эксплуатации электрозащитные средства  следует подвергать периодическим и внеочередным (проводимым после ремонта)  испытаниям в соответствии с нормами и сроками испытаний средств защиты  (Приложение 5).
  2.4.6. Перед каждым применением  средства защиты персонал обязан проверить его исправность, отсутствие внешних  повреждений, загрязнений, а также проверить по штампу срок годности.
  Запрещается применение средств  защиты с истекшим сроком годности.
  2.4.7. Рабочие места при ТО  электроустановок должны оборудоваться защитными ограждениями (щиты, изолирующие  накладки) с вывешиванием постоянных или переносных предупреждающих знаков  безопасности с надписью. "СТОЙ! НАПРЯЖЕНИЕ".
  На рукоятках временно  отключенных коммутационных аппаратов РУ должна вывешиваться табличка с  запрещающей надписью: "НЕ ВКЛЮЧАТЬ! Работают люди".
  Все знаки безопасности и  таблички с надписями вывешиваются и снимаются одним из работающих из числа  электротехнического персонала.
  2.4.8. Знаки и таблички с  дополнительными надписями должны изготавливаться из листового изоляционного  материала и соответствовать требованиям ОСТ 31.0013-96. "ССБТ. Суда  морские. Цвета сигнальные и знаки безопасности".
  2.4.9. Электромонтажные работы  на судах на высоте более 1,3 м от поверхности палубы или рабочего настила  должны выполняться с применением предохранительных поясов и страховочных  канатов (по ГОСТ 12.4.089-86), если не предусмотрена специально огражденная  площадка.

документ полностью в формате   Microsoft Office Word

ЗДЕСЬ

Категория: ПОТ | Добавил: lofg .
Просмотров: 2176 | Загрузок: 456 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz