Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Воскресенье, 19.11.2017
_ _
Главная » Файлы » Документы

Целевая модель РРЭ (ГП_28сентября2009)
[ Скачать с сервера (74.0Kb) ] 22.10.2012, 12:35

Концепция целевой модели розничного рынка электроэнергии

 

Наступление целевой модели РРЭ не ранее 2014г. в связи с необходимостью поэтапного решения следующих вопросов:

  • Конкуренция на ОРЭ между генерирующими компаниями
  • Легализация, а затем и ликвидация перекрестного субсидирования
  • Установка приборов учета потребителями и сетевыми компаниями

С 2010 года вводится процедура проведения внеочередных конкурсов на статус ГП (на этапе подготовки к конкурсу вводится внешнее управление).

Особые требования: модель должна быть эволюционной и не требовала создания дополнительных структур.

 

8 основных тезисов целевой модели РРЭ:

 

  1. Требования к системам учета потребителей на розничном рынке

На сегодняшний день существенно затруднен переход средних/мелких потребителей от действующего поставщика электроэнергии в связи с отсутствием систем учета у потребителей. Требования к системам учета на розничном рынке должны быть выполнимыми и их исполнение не должно  быть дорогостоящим и излишним для всех потребителей. Для смены поставщика потребителю будет достаточно иметь интервальные приборы учета (класс точности –0,2 S) с периодом хранения профиля 3 месяца.

 

  

  1. Статус ГП сохраняется у действующих ГП – субъектов ОРЭ на 01.01.2010г.

В соответствии с Правилами РРЭ были образованы гарантирующие поставщики электроэнергии по всей стране. Статус гарантирующего поставщика был присвоен следующим организациям:

  • по п.36 а) – сбытовым компаниям, созданным в процессе реформирования АО-энерго.

·         по п.36 б) – сбытовым компаниям, оказывающим услуги энергоснабжения населению в объеме не менее 50 млн.кВтч. в год.

·         по п.36 в) – сбытовым компаниям, оказывающим услуги энергоснабжения железнодорожному транспорту

·         по п. 36 г) – организациям, оказывающим услуги энергоснабжения в изолированных энергосистемах.

В целях осуществления функции сведения баланса электроэнергии (мощности) от точек поставки на ОРЭ до точек поставки каждого розничного потребителя статус ГП сохраняется за поставщиками – субъектами ОРЭ. Сведение фактического потребления в рамках своей ГТП осуществляет гарантирующий поставщик. Таким образом, введение администратора розничного рынка не требуется.

Статуса ГП с 01.01.2010г. лишаются организации, получившие его в соответствии с пунктом 36 б) Правил РРЭ, не имеющие статуса субъекта ОРЭ, и территория обслуживания их присоединяется к территории ГП по п.36 а) в соответствующем регионе.

Организации, осуществляющей поставку предприятиям железнодорожного транспорта, статус ГП присваивается во всех субъектах РФ по границам сетей РЖД (если статус не присвоен на момент вступления в силу целевой модели РРЭ) в случае регистрации ГТП на оптовом рынке с удовлетворением обязательных правил КУ оптового рынка.

 

Переход статуса ГП:

1 вариант:

Новая компания получает статус ГП только по конкурсу при наступлении определенных событий с действующим ГП.

Конкурс проводится по следующим основаниям:

  • лишения статуса субъекта ОРЭ
  • добровольный отказ
  • несоответствие требованиям, предъявляемым к ГП
  • долговременное неудовлетворение критериям стандарта качества обслуживания потребителей

Конкурс на статус ГП проводится среди крупнейших ЭСК (ГП), управляющих компаний ЭСК(ГП), удовлетворяющих определённым критериям (объём полезного отпуска, финансовые показатели, качество обслуживания потребителей и т.д.).

На период подготовки к проведению конкурса вводится внешнее управление, что позволяет исключить увеличение доли неплатежей со стороны гарантирующего поставщика.

2 вариант

Гарантирующий поставщик имеет право продать свой бизнес (с переходом выполняемых функций и передачей статуса) либо обязан это сделать (на основании принятых добровольно обязательств) в случае лишения статуса субъекта ОРЭ или долговременного неудовлетворения критериям качества обслуживания.

Продажа производится на конкурсной основе, в конкурсе имеют право участвовать  крупные финансовые устойчивые компании (объём сосбвенного капитала, финансовые показатели, подтверждение того, что компания будет поддерживать стандарт качества обслуживания потребителей и т.д.).

Данный вариант имеет то преимущество, что собственник не имеет стимулов «портить» бизнес во время его передачи, что гарантирует сохранение всех баз данных и выполнения до момента передачи всех обязательств.

 

 

  1. Требования на ОРЭ к покупателям значительно увеличиваются.

Основным риском неплатежей на ОРЭ – это наличие недобросовестных покупателей – субъектов ОРЭ. Сегодня отсутствует процедура проверки компании, подающей заявку на участие в ОРЭ.

Пересматриваются критерии доступа на оптовый рынок. Доступ на рынок разрешен компаниям, удовлетворяющим объемным критериям, финансовым показателям и т.п.

Разрабатывается и утверждается система финансовых гарантий на ОРЭ (комплекс мер, обеспечивающий платежи, но отличающийся вариативностью для участников) например:

  • увеличение штрафов, ужесточение санкций к неплательщикам;
  • введение гарантийного обеспечения на оптовом рынке (банковские гарантии, взнос денежных средств, взнос ценных бумаг, поручительства юридических лиц (в том числе банков), страхование, материальный залог, различные формы уступки прав требования, иные допустимые законом и согласованные оператором рынка инструменты).
  • введение месячной предоплаты поставленной электроэнергии (мощности).

Принимается решение об увеличение взноса и текущих платежей в НП «Совет рынка», при этом сумма средств направляется на формирование фонда для поддержки проблемных государственных сбытов.

В отношении республик Северного Кавказа предусматривается отдельное решение:

o   Вводится поставка 100% потребления по регулируемым ценам (срок, на который вводится мера должен быть особо оговорен).

o   Субсидии (трансферты), поступающие в бюджеты субъектов РФ из Федерального бюджета, автоматически направляются на оплату электроэнергии (мощности) на оптовом рынке.

 

 

  1. Цель на оптовом рынке: объем электроэнергии (мощности), продаваемый/покупаемый по свободным договорам (вне торговый площадке) должен приблизится к 80-90%.

Для создания на ОРЭ полноценной конкуренции между генерирующими компаниями нужно создать такие экономические стимулы, чтобы объем электроэнергии, продаваемой по результатам конкурентного отбора мощности, на РСВ и на бирже был не выше 30%. Остальная электроэнергия (мощность) торгуется по свободным договорам. Торговля на торговых площадках служит ориентиром при заключении свободных договоров. При этом у покупателей появляется возможность приобретения объема электроэнергии по более низкой цене, чем на торговой площадке.

1. вариант

В качестве переходной меры временно ввести ограничение на объем электроэнергии (мощности), продаваемой по результатам конкурентного отбора и на бирже (например до 80%). При этом у  генерирующих компаний не будет гарантии по 100% оплате мощности, если они не заключают свободные договоры.

2 вариант

На оптовом рынке вообще отсутствует гарантия оплаты 100% мощности поставщикам. Часть условно-постоянных затрат производители должны возмещать на РСВ, что создаёт стимулы для заключения долгосрочных двусторонних  договоров.

 

 

  1. Усиление платежной дисциплины на РРЭ. Максимизация предоплаты за электроэнергию (мощность).

Представленная концепция предполагает, что функции гарантирующего поставщика, а также независимой ЭСК могут осуществлять только организации со значительными оборотами, а также стабильным финансовым положением. Неплатежи со стороны конкретных розничных потребителей гарантирующий поставщик (независимая ЭСК) может скомпенсировать за счёт собственных средств.

Если на оптовом рынке принимается опция месячной предоплаты и фингарантий, то аналогичные условия применяются к сбытовым организациям, обслуживающих потребителей на розничном рынке.

 

  1. У потребителей РРЭ есть свобода смены поставщика.

За потребителями сохраняется право выхода на ОРЭ (непосредственно, либо через независимую ЭСК) посредством регистрации отдельной ГТП с учетом выполнения такими потребителями всех условий оптового рынка в части фингарантий, коммерческого учета на оптовом рынке  и пр..

При установке «простого» почасового учёта (самим потребителем либо сбытовой компанией на обслуживание к которой потребитель переходит) возможна смена поставщика без регистрации отдельной ГТП. Смена поставщика указанным способом возможна раз в квартал..

Варианты перехода без регистрации отдельной ГТП:

·         переход к поставщику или гарантирующему поставщику на данной территории, уже действующему субъекту ОРЭ, удовлетворяющему требованиям ОРЭ. Покупка электроэнергии (мощности) в отношении данного потребителя осуществляется на ОРЭ в рамках общей ГТП с ГП, в зоне деятельности которого находится потребитель.

·         переход к другому поставщику в регионе, субъекту только РРЭ, приобретающему электроэнергию у гарантирующего поставщика этого региона, либо у производителя на розничном рынке.

Для создания полноценной конкуренции за потребителя на РРЭ предполагается создание  возможности покупки на ОРЭ в рамках ГТП ГП несколькими ЭСК.

Технология:

- существование одной группы точек поставки (нескольких ГТП) на территории субъекта РФ (либо несколько ГТП, если ГП 2-го уровня к 01.01.10 стали субъектами ОРЭ и обеспечили в рамках своей ГТП КУ, соответствующий правилам ОРЭ)

- в границах этой (этих) ГТП будут функционировать несколько ЭСК – субъектов ОРЭ, включая гарантирующего поставщика, а также ЭСК покупающие электроэнергию на среднеоптовой бирже у ГП (см. п.8).

- потребитель сможет осуществить смену поставщика э/э в течение месяца (переход потребителя не чаще 1 раза в квартал). При этом, необходимость в установке системы АСКУЭ исключается. Для смены поставщика потребителю достаточно иметь интервальные приборы учета.

 

  1. Свободное ценообразование.

Цена для потребителей формируется исходя из свободной цены покупки электроэнергии (мощности), тарифа на услуги по передаче, тарифа на услуги инфраструктурных организаций и конкурентной сбытовой надбавки.

1 вариант

Для ГП сохраняется механизм предельных уровней нерегулируемых цен (по крайней мере, на начальной этапе функционирования целевой модели РРЭ). При этом, указанный предельный уровень рассчитывается на основе прогнозных цен РСВ+КОМ, а также включает в себя премию за риск, что позволяет осуществлять продажу по фиксированным ценам, которые не превышают предельный уровень.

Сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков утверждается в виде предельно максимального уровня на точку поставки исходя из экономических расходов по обслуживанию «экономически не выгодных» потребителей (у ГП остается обязанность обслуживать всех обратившихся)+достаточная норма прибыли, в рамках которого ГП может самостоятельно снижаться и предлагать конкретному потребителю свои условия.

2 вариант

Предельного уровня цен для ГП нет. Злоупотребления монопольным положением со стороны гарантирующего поставщика отслеживает ФАС на основе бенчмаркинга с учетом региональной специфики и пр.

Устанавливаются в определенном виде (одноставочный, двуставочный и пр.) только тарифы на передачу. Вид конечной цены не определен и не ограничен – зависит от договорных отношений потребителя и сбытовой компании. Необходима максимизация диапазона ценового меню, предлагаемого энергосбытовыми компаниями потребителям (дифференциация по всем возможным параметрам: одноставочны/двуставочные/зонные, напряжение, категория надежности, интервал/интеграл, ЧЧИ, категории/группы потребителей, ОКВЭД и т.д.)

 

 

  1. Принятие правил, обязывающих ГП проводить биржевые торги на поставку электроэнергии потребителям, по итогам которых на РРЭ будут заключаться среднесрочные контракты.

 

ГП обязан (2 вариант - имеет возможность) проводить биржевые торги на поставку электроэнергии потребителям, по итогам которых на РРЭ будут заключаться среднесрочные контракты с условием «take or pay». Таким образом, потребитель сможет в течение определенного периода приобретать э/э по более выгодной цене.

Для ГП стимул будет заключаться в том, что потребитель в период действия контракта гарантированно остается на его обслуживании. Кроме того биржа – еще один механизм «вывести» конекретных розничных потребителей, желающих самомтоятельно планировать свое потребление (и экономить на этом), практически на оптовый рынок.

 

 

Категория: Документы | Добавил: lofg .
Просмотров: 1007 | Загрузок: 112 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz